Студия Семь чудес света. Изделия из бетона и камня

Студия семь чудес света

Скульптурные работы из бетона и камня

Глоссарий архитектурных терминов

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Текстура камня

характеристика поверхности камня, определяемая размерами, цветом, расположением трещин и соответствующим порядком распределения светотени.

Тимпан

внутреннее поле фронтона, часто украшенное скульптурой или рельефом.

Тондо

рельеф, декоративное украшение, картина, круглая по форме.

Топиарное искусство

фигурная стрижка деревьев и кустарников, когда им придаются подчеркнуто геометри-ческие формы или фигуры животных, скульптур, архитектурных сооружений.

Трансепт

поперечный неф в раннехристианских и средневековых храмах. Храм с трансептом в плане напоминает крест.

Триглиф

плита с вертикальными желобками. Чередуясь сметопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере.

Трифорий

в романской и готической архитектуре узкая, невысокая декоративная галерея в толще стены, отделяющей средний неф от бокового. Трифорий открывается в средний неф небольшими арками на тонких колонках.

 

Египетский стиль

До нашей эры, в XXVIII веке, построена первая ступенчатая пирамида и гробница Джосера в Саккаре. Создатель этой пирамиды – самый древний архитектор Имхотеп. У него был титул “Визирь, первый после царя, хранитель печати… начальник всех строительных работ царя Верхнего и Нижнего Египта”.

Прославленный строитель египетского стиля, медик, астроном, он после смерти был объявлен богом. Как рассказывает придание, будучи богом Имхотеп сбросил на землю литературное творение, в котором описал методы строительства храмов богам. Эллины – древние греки – заимствовали у египтян сведения о строительном искусстве и мастерстве. Только имя они ему дали другое – бог Асклепия.

Каменные колонны в Египте знали давно, Инхотеп их и применял. Правда, он не рискнул поставить колонны отдельно и соединил их со стенами, но они уже украшены вертикальными желобками – каннелюрами. Наверху колоны размещена плоская плита квадратной формы – абака, на которую давит мощная балка плоского перекрытия. Ниже находится украшение в виде цветка похожего на лотос. А покоится эта конструкция на круглой сплющенной подушке, на которую нанесены рисунки листьев лотоса. Ствол колоны в египетском стиле разукрашен яркими рельефами, прославляющими доблесть и величие фараона. Все элементы каменной колонны Инхотепа – база, ствол, капитель и абака – продолжают жить сегодня.

 

Храм богу Солнца.

На фоне бескрайней желтой пустыни высился огромный, тяжелый каменный прямоугольник храма богу Солнца. Гигантский дом бога возвели из многотонных каменных блоков и плит – светлого известняка и кварцита, темного и розового гранита. Снаружи и внутри храм украсили рельефами, росписями, глазурованными плитками, листами меди, серебра и золота. И обнесли стеной из красно-коричневого кирпича. Весь ансамбль занял 3,6 гектара.

В разное время суток храм богу Солнца смотрелся то мрачным темным монолитом, то гигантскими прямоугольниками, уложенными в одну линию неведомым великаном. К ним можно было приставить другие – поменьше или побольше, и так до бесконечности. В этом был свой смысл. Протяженное в веках строительство монумента символизировало вечную жизнь бога. И внешний облик храма богу Солнца должен был всегда и всем утверждать незыблемость и не постижимость религии и власти фараона. В этом суть египетского стиля.

Монументальное сооружение охраняли трехметровые напряженные, словно готовые каждую минуту вскочить, гранитные сфинксы. Их 120, все с бараньими головами. Баран, символ египетского стиля – священное животное Амона Бога Солнца. Широкая мощеная дорога, по сторонам которой стояли сфинксы, заканчивалась у неширокой, окованной медью двери по обеим сторонам гигантские статуи фараона.

Ещё на подходе к ансамблю посетитель попадал под пристальные взоры сфинксов, проходя через узкую дверь в высоком пилоне, оказывался в самом храме. Внутри всё было тщательно продумано – чередование открытых пространств и темных залов с множеством огромных колон, смена ярких рельефных украшений строгими немыми скульптурами – всё было призвано рождать томление в душе верующего и осознание ничтожности его существа, а также подчеркивать могущество бога и фараона. Именно такие задачи стояли перед архитекторами, сформировавшие египетское направление.

Назад

Наверх